Главная » Полезная информация » Механика сцены

Полезная информация

 

Механика сцены

В последние годы среди наших заказчиков наблюдается повышенный интерес к обновлению парка сценической механики. Наша компания, имея уже значительный опыт в инсталляции звукового и светового оборудования, не оставила без внимания такое интересное и сложное направление, как механика сцены.
   Основными причинами необходимости обновления парка механического оборудования в театре или на какой-либо другой концертной площадке являются: во-первых, сильный износ большинства элементов механики сцены, установленных еще в советское время; а во-вторых, справедливое желание театра идти в ногу со временем и использовать современные возможности автоматизации сценического пространства.
   Ведь современные возможности автоматизации электропривода позволяют осуществлять программное управление механизмами, что открывает перед театральными работниками и артистами огромное количество новых эффектов, таких как:
- перемещение декораций по необычным траекториям;
- синхронное движение сразу нескольких групп объектов;
- трансформирование плоскости сцены с большой скоростью;
- точнейшее позиционирование и остановка в заранее заданном месте.
   К сожалению, одним из сдерживающих факторов для переоснащения механики сцены театра, является величина стоимости этого процесса, особенно когда этот бюджет рассчитывается исходя из предложений именитых западных фирм. Результатом является возврат к использованию ручных декорационных подъемов и трехскоростных кругов. Оптимальная цена для каждого учреждения своя, но мы можем отметить, что обращаясь в нашу компанию, многих радует стоимость сделанного предложения. Лебедка противовеснаяТехнические специалисты и проектировщики стараются подобрать оптимальные конструкции индивидуально под каждый проект так, чтобы клиент смог получить новые технологии и удобство в работе за приемлемую для себя стоимость. Основой сценической механизации театра являются штанкетные подъемы. Эти механизмы предназначены для перемещения вниз или вверх декораций или кулис сцены. Описать штанкетный подъем можно как трубу маленького диаметра (около 10 см), но в длину превышающую в несколько раз видимое зрителям пространство сцены. К нему крепятся декорации или сценические кулисы и благодаря своей длине, подъем может скрыть их от зрителя. В механизме так же присутствует система тросов и грузов, с помощью которых и осуществляется перемещение декораций. Конечно, конструкция целиком довольно громоздкая, поэтому создает некоторое неудобство в работе актеров и театральных сотрудников.
   От таких неудобств можно избавиться, используя в работе «полиспастные» противовесные подъемы. На их раме установлен подвижный блок, благодаря которому можно уменьшить диапозон перемещения декораций за счет увеличения их веса. Минусом конструкции является увеличение нагрузки на строительные конструкции здания, поэтому перед проектированием нужно оценить его возможности. С использованием блочно-тросовой системы может справиться один человек, она легка и имеет большой стаж применения как в России, так и за рубежом. При работе она не создает шума, декорации могут перемещаться во время действия на сцене, скорость и плавность может регулироваться силой воздействия человека. Но главным минусом как раз и является необходимость использования работы человека. Человеческий фактор нельзя предсказать и проконтролировать, даже при частом использовании одних и тех же приемов в одном спектакле, не говоря уже о том, что техники работают на нескольких спектаклях из репертуара театра и накладок не избежать.Лебедка Зафиксировать декорацию в определенном положении тоже может только специалист, прикинув точность координат на глаз, фиксатором же выступает палка, участвующая в скручивании тросов. В такой системе работы из-за неопытности, лености или халатности может случится серьезное нарушение техники безопасности. Если вовремя не снять грузы с декорации при окончании работы, при отпускании тормоза, декорация на скорости полетит вверх. Такими рисками объясняется дешевизна описанной конструкции подъемника.
   Постепенно механизация рабочих процессов позволяет избежать влияния человеческого фактора во многих отраслях деятельности, не обошла она стороной и театральную сферу. Заменив многочисленных техников и монтажников одной электрической лебедкой, можно передать ее управление в руки одного человека – оператора механики сцены, который с помощью специального пульта сможет контролировать все подъемы сцены. Противовесные подъемы, которые повсеместно используются в оснащении сценических комплексов в 21 веке, позволяют регулировать скорость движения декораций, её плавность, задавать координаты остановки.
   Преимуществами использования таких механизмов являются:
 1) плавность перемещения декораций;
 2) равномерная скорость, без рывков и резких остановок;
 3) европейские комплектующие позволили заметно уменьшить размеры сценического механизма;
 4) безопасность использования;
 5) более низкий уровень шума при работе.
    Конечно, при составлении плана размещения механизмов такого рода необходимо учитывать множество факторов конкретного помещения или сцены. Поэтому при установке возможны множество вариантов сочетания и расположения различных частей механики сцены.